Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

  Я Гришаева Людмила Михайловна, работаю учителем-логопедом в группах компенсирующей и комбинированной направленности, которые посещают дети, имеющие тяжелые нарушения речи.

    Одним из основных направлений моей работы с данной категорией детей является  коррекция звуковой стороны речи. В основе  работы над устранением дефектного звукопроизношения лежит работа по формированию правильного артикуляционного уклада. Именно от артикуляции и зависит правильность произношения звуков, общее звучание речи, внятность. Для эффективной работы необходимо каждое занятие начинать с комплекса артикуляционной гимнастики. Это однообразно, а значит скучно, ребенок быстро теряет интерес к выполнению упражнений, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности их выполнения.

    Передо мной стал вопрос:  как создать положительный эмоциональный настрой и удержать  интерес ребенка на протяжении выполнения всего комплекса артикуляционной гимнастики? С помощью какого приёма можно активизировать ребёнка во время проведения артикуляционной гимнастики? Мое внимание привлек опыт нестандартного проведения артикуляционной гимнастики с применением здоровьесберегающей технологии – биоэнергопластика. Базовым  принципом  данной технологии  является сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

  За основу  работы по данной технологии я использую систему работы Р.Г. Бушляковой, а также готовые комплексы артикуляционно-пальчиковой гимнастики, разработанные  А. В. Ястребовой и О. И. Лазаренко. Применяя данные комплексы в работе с дошкольниками, я поняла, что их необходимо оживить. Для этого мною изготовлены перчатки со сказочными персонажами (Чупа и Чупс), различные браслеты, создана картотека музыкального сопровождения, подобраны предметные картинки к каждому артикуляционному упражнению.

   Отмечу, что выполнение  данной гимнастики требует  максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому при работе учитываю рекомендации авторов и при работе соблюдаю следующие этапы:

1. Знакомство и разучивание артикуляционного упражнения с опорой на показ учителя-логопеда или  предметную картинку, отработка перед зеркалом,  под счет.

2. Подключение к выполнению артикуляционного упражнения ведущей руки. Для мотивации использую перчатки со сказочными героями. Здесь важно обратить внимание ребенка на то, что движения рукой напоминают положения движения языка, это облегчает процесс запоминание артикуляционных поз.

3. Подключение к выполнению второй руки.

4. Выполнение комплекса артикуляционно-пальчиковой гимнастики  под музыку с опорой на показ учителя-логопеда (или  предметные картинки).

   При изучении новых комплексов артикуляционных упражнений, на этапе подключения ведущей руки я даю возможность ребенку самому придумать движение рукой близкое к движениям органов артикуляции.  У ребят получается и им это очень нравится, а я охотно принимаю инициативу ребенка и включаю данные упражнения в свою картотеку.

  На заключительном этапе, когда ребенок хорошо освоил артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, я использую артикуляционные сказки, стихотворения, музыкальное сопровождение. А к перчаткам со сказочными персонажами добавила браслеты (из цветных, крупных бусин; мягкой, пушистой ткани; пластиковые  браслеты – спираль). Ребенок сам делает выбор - чем украсить свои ручки на занятии. 

   Для того, чтобы оценить заинтересованность детей в проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой я запустила  табло выбора «Наш веселый язычок». Оно даёт детям возможность перед каждым занятием самостоятельно выбрать форму проведения артикуляционной  гимнастики: простая артикуляционная гимнастика или артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. По итогам выбора детей артикуляционная гимнастика всегда проходит с элементами биоэнергопластики. 

   С целью определения эффективности проделанной работы мною был проведен сравнительный анализ результатов детей полученных на начальном – диагностическом и заключительном этапах.  Детям были предложены пробы для органов артикуляции и мелкой моторики. Результаты представлены в таблицах.

Использование данной технологии было представлено мной коллегам ДОУ и города  в рамках: 

С целью повышения эффективности данной работы я познакомила родителей с данной технологией, пригласив их на занятие  «Азбука – ступенька к школе».

Наверх