Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Методические разработки

Провадкина Ю.В., инструктор по физической культуре

Технология "Свободная игра в макросреде ДОУ"

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задачу формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. В пункте 1.4. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указано, что одним из основных принципов является поддержка детей в различных видах деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то чем разнообразнее игровая деятельность, тем динамичнее развитие личности. Чтобы активизировать игровую деятельность, необходимо создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду.

С целью преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ была создана творческая группа, которая сформулировала основную проблему: как изменить развивающую предметно-пространственную среду для формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников?

Решение проблемы подсказали дети. Однажды, один из наших педагогов, следуя с детьми из группы в спортивный зал по просторному холлу второго этажа, заметил, как двое детей, пересекая холл, имитировали игру в классики, другие представляли себя водителями автомобилей. Педагог заинтересовался игрой детей и рассказал это коллегам. Так возникла идея использовать макросреду детского сада для игровой деятельности детей.

С этой целью творческой группой был разработан проект «Территория детства».

Целью проекта стало: организация пространства в макросреде детского сада для активизации игровой деятельности дошкольников.

Задачи:

  1. Обеспечить реализацию игрового времени и пространства ДОУ для поддержки свободной игры детей, ее обогащения, развития инициативы и самостоятельности.
  2. Создать условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

В рамках реализации проекта:

  1. С детьми были проведены беседы о том, во что бы они хотели поиграть и чем заняться в холле детского сада? (Выяснили мнение детей).
  2. По результатам бесед с детьми был составлен эскиз проспекта, продуманы игровые центры. (Составление эскизов «проспекта»)
  3. Педагоги ДОУ оформили стены рекреации второго этажа в виде городской улицы, нанесли разметку. (Дизайн-оформление рекреации второго этажа здания в виде городской улицы).
  4. Администрацией ДОУ были заключены договоры на приобретение спортивных тренажеров, детских дорожных знаков, спортивных модулей. (Заключены договоры на приобретение спортивных тренажеров, мягких модулей, детских дорожных знаков).
  5. Социальным партнером выступило предприятие «Надо мебель», которое подарило нам игровые модули. (Заключен договор дарения игровых модулей с ООО «Надо мебель» г. Бородино)
  6. Родители с детьми собрали атрибуты, неоформленный материал, сшили спецодежду для игровых центров. (Сбор атрибутов, неоформленного материала, пошив спецодежды для игровых центров силами родителей и детей).
  7. С детьми разных возрастных групп были проведены беседы, экскурсии, чтение художественной литературы о профессиях, о городе, городской улице, о правилах поведения в общественных местах, о правилах дорожного движения. Совместно с воспитанниками были разработаны правила поведения на проспекте. (Предварительная работа с детьми разных возрастных групп).
  8. Представители творческой группы в рамках работы сетевой кооперации города Бородино «Игровая деятельность: новые подходы к организации свободной игры» обсуждали вопросы организации свободной игры дошкольников.
  9. Затем для педагогов ДОУ  провели семинар «Организация свободной игры на проспекте».

Совместными усилиями был создан проспект «Территория детства», названия объектов которого соответствуют названиям  городских учреждений: «Фитнес-центр», «Парк флоры и фауны», «ГИБДД», «Больница», «Мини-музей», «Кафе», «Автопарк», «Театр». Каждый центр насыщен разнообразными игрушками, атрибутами, пособиями, неоформленным материалом (губки, коробки, трубки, ткани, прищепки и т.д.).

В феврале 2016 года состоялось торжественное открытие «проспекта». С этого дня два раза в неделю на «проспекте» организован час свободной игры для детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Дети выходят совместно с воспитателем и младшим воспитателем.

В течение года представители творческой группы, наблюдая за игровой деятельностью детей на «проспекте», выявляли недостатки, проводили беседы с детьми о том, чем еще они хотели бы заняться и где; анализировали запросы детей, искали новые подходы к организации РППС для свободной игры. В связи с этим, среда на «проспекте» была модифицирована:

- убраны не востребованные детьми центры («Музей» и «Театр»);

- добавлено еще больше неоформленного материала, который дает детям возможность моделировать пространство;

- оформлены новые центры «Конструкторское бюро» с различными видами конструктора, «Творческая мастерская для детей и взрослых», где дети могут рисовать прямо на стене пальчиками, водными фломастерами, создавать картины из фетровых фигур на настенном фланелеграфе;

- открыт «Супермаркет».

Новые центры вызвали большой интерес у детей, позволили разнообразить детскую игровую деятельность.

Детям предоставили возможность перемещаться не только по «проспекту», но и в другие помещения детского сада физкультурный зал, кабинет психолога, любую группу, где дети осуществляют самостоятельный выбор игры, пособий, атрибутов для самостоятельной деятельности, партнеров в процессе деятельности. Вся среда доступна детям для свободного использования, самостоятельного перемещения и изменения.

Во время часа свободной игры педагоги занимают роль внимательного наблюдателя или оказывают, если дети попросят недирективную помощь. При необходимости воспитатель включается в игру, выбирая себе кратковременную роль.

Для оценки эффективности педагогической практики творческой группой был разработан мониторинг РППС. В основу мониторинга положены следующие критерии и показатели (смотри таблицу).

Критерий

Показатель

Индикатор

(да/нет)

1

Возможность свободного и безопасного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям в любой группе детского сада, спортивном зале, кабинете психолога, рекреации

Дети используют в свободной игре любые игры, игрушки, материалы, пособия, расположенные в макро среде детского сада 

 

2

Возможность изменять оборудование в зависимости от игрового замысла

Дети используют оборудование в зависимости от игрового замысла

 

3

Возможность преобразования пространства для игровой деятельности

Дети преобразовывают пространство по замыслу

 

4

Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста)

Дети взаимодействуют друг с другом вне зависимости от возраста и принадлежности к группе

 

5

Наличие:

- неоформленного материала;

Дети используют

в свободной игре

 

- материалов спортивного и физкультурного инвентаря для двигательной активности;

 

- различных видов конструктора

 

- материалов для творчества;

 

- маркеров пространства

 

- модулей.

 

 

Наблюдая, за детьми педагоги отслеживают, в соответствии с критериями, востребованность созданных условий. 

По результатам мониторинга, с учетом мнения и желания детей в РППС вносятся изменения.

Возможность свободного выхода ребенка за пределы одного помещения, одной группы расширяет пространство жизнедеятельности детей, дает возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий. В результате игры в новых условиях, дети самостоятельно выбирают интересную для себя деятельность, средства воплощения образа. Смена игровой среды помогает детям выстраивать новые взаимоотношения, моделировать жизненные ситуации.

Право свободного выбора стимулирует инициативность, самостоятельность ребенка и ответственность за свои действия.

Наверх