муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
"Теремок""
|
663980, Россия, Красноярский край,
г. Бородино, м-н Стахановский, д.14,
м-н Стахоновский, д.13
|
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Задачу формирования инициативной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. В пункте 1.4. федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования указано, что одним из основных принципов является поддержка детей в различных видах деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то чем разнообразнее игровая деятельность, тем динамичнее развитие личности. Чтобы активизировать игровую деятельность, необходимо создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду.
С целью преобразования развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ была создана творческая группа, которая сформулировала основную проблему: как изменить развивающую предметно-пространственную среду для формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников?
Решение проблемы подсказали дети. Однажды, один из наших педагогов, следуя с детьми из группы в спортивный зал по просторному холлу второго этажа, заметил, как двое детей, пересекая холл, имитировали игру в классики, другие представляли себя водителями автомобилей. Педагог заинтересовался игрой детей и рассказал это коллегам. Так возникла идея использовать макросреду детского сада для игровой деятельности детей.
С этой целью творческой группой был разработан проект «Территория детства».
Целью проекта стало: организация пространства в макросреде детского сада для активизации игровой деятельности дошкольников.
Задачи:
В рамках реализации проекта:
Совместными усилиями был создан проспект «Территория детства», названия объектов которого соответствуют названиям городских учреждений: «Фитнес-центр», «Парк флоры и фауны», «ГИБДД», «Больница», «Мини-музей», «Кафе», «Автопарк», «Театр». Каждый центр насыщен разнообразными игрушками, атрибутами, пособиями, неоформленным материалом (губки, коробки, трубки, ткани, прищепки и т.д.).
В феврале 2016 года состоялось торжественное открытие «проспекта». С этого дня два раза в неделю на «проспекте» организован час свободной игры для детей дошкольного возраста, в том числе детей с ОВЗ. Дети выходят совместно с воспитателем и младшим воспитателем.
В течение года представители творческой группы, наблюдая за игровой деятельностью детей на «проспекте», выявляли недостатки, проводили беседы с детьми о том, чем еще они хотели бы заняться и где; анализировали запросы детей, искали новые подходы к организации РППС для свободной игры. В связи с этим, среда на «проспекте» была модифицирована:
- убраны не востребованные детьми центры («Музей» и «Театр»);
- добавлено еще больше неоформленного материала, который дает детям возможность моделировать пространство;
- оформлены новые центры «Конструкторское бюро» с различными видами конструктора, «Творческая мастерская для детей и взрослых», где дети могут рисовать прямо на стене пальчиками, водными фломастерами, создавать картины из фетровых фигур на настенном фланелеграфе;
- открыт «Супермаркет».
Новые центры вызвали большой интерес у детей, позволили разнообразить детскую игровую деятельность.
Детям предоставили возможность перемещаться не только по «проспекту», но и в другие помещения детского сада физкультурный зал, кабинет психолога, любую группу, где дети осуществляют самостоятельный выбор игры, пособий, атрибутов для самостоятельной деятельности, партнеров в процессе деятельности. Вся среда доступна детям для свободного использования, самостоятельного перемещения и изменения.
Во время часа свободной игры педагоги занимают роль внимательного наблюдателя или оказывают, если дети попросят недирективную помощь. При необходимости воспитатель включается в игру, выбирая себе кратковременную роль.
Для оценки эффективности педагогической практики творческой группой был разработан мониторинг РППС. В основу мониторинга положены следующие критерии и показатели (смотри таблицу).
№ |
Критерий |
Показатель |
Индикатор (да/нет) |
1 |
Возможность свободного и безопасного доступа к играм, игрушкам, материалам, пособиям в любой группе детского сада, спортивном зале, кабинете психолога, рекреации |
Дети используют в свободной игре любые игры, игрушки, материалы, пособия, расположенные в макро среде детского сада |
|
2 |
Возможность изменять оборудование в зависимости от игрового замысла |
Дети используют оборудование в зависимости от игрового замысла |
|
3 |
Возможность преобразования пространства для игровой деятельности |
Дети преобразовывают пространство по замыслу |
|
4 |
Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) |
Дети взаимодействуют друг с другом вне зависимости от возраста и принадлежности к группе |
|
5 |
Наличие: - неоформленного материала; |
Дети используют в свободной игре |
|
- материалов спортивного и физкультурного инвентаря для двигательной активности; |
|
||
- различных видов конструктора |
|
||
- материалов для творчества; |
|
||
- маркеров пространства |
|
||
- модулей. |
|
Наблюдая, за детьми педагоги отслеживают, в соответствии с критериями, востребованность созданных условий.
По результатам мониторинга, с учетом мнения и желания детей в РППС вносятся изменения.
Возможность свободного выхода ребенка за пределы одного помещения, одной группы расширяет пространство жизнедеятельности детей, дает возможность почувствовать самого себя: свои желания, переживания, процесс и результат своих действий. В результате игры в новых условиях, дети самостоятельно выбирают интересную для себя деятельность, средства воплощения образа. Смена игровой среды помогает детям выстраивать новые взаимоотношения, моделировать жизненные ситуации.
Право свободного выбора стимулирует инициативность, самостоятельность ребенка и ответственность за свои действия.